Header Image

Недаром восточная мудрость гласит: легче обучить взрослого тигра, чем вырастить корень женьшеня.

 
Главная arrow Энциклопедия растений arrow Этапы создания культурных растений


Этапы создания культурных растений PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 

Эпоха собирательства

Возделывать растения, приручать и одомашнивать животных человек начал в глубокой древности, в то далекое время, когда люди не умели еще добывать руду, получать металлы и все свои несложные орудия труда делали из камня, глины, кости, дерева. Каменный век продолжался многие тысячелетия - от выделения человека из животного мира до появления металла (вначале бронзы, потом железа).

По характеру изготовления орудий труда и предметов быта, по флоре и фауне, окружавшей человека, по условиям его жизни каменный век делится на три периода неодинаковой продолжительности: древний каменный век (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

Палеолит, длившийся около миллиона лет, охватывает такой период существования древнего человека, когда условия жизни на земле резко отличались от современных. Он подразделяется на эпохи, характеризующиеся определенным уровнем развития культуры и хозяйственной деятельности.

Первые эпохи древнего каменного века - шелльская и ашельская (от г. Шелль близ Парижа и Сент Ашель - населенного пункта во Франции) прошли до великого оледенения (800-100 тыс. лет назад). Климат тогда был теплый. Шелльские орудия труда (ручное рубило, ударник, топор) изготовлялись из обсидиана и базальта. В ашельскую эпоху применялись те же орудия, но меньших размеров и лучше отделанные. При их обработке использовались поперечные сколы ("ретушь").

Археологические памятники этих эпох найдены не только за рубежом, но и на территории Советского Союза: шелльские - в Армении, ашельские - на Кавказе, в Молдавии и Средней Азии.

Следующая эпоха древнего каменного века - мустьерская (от пещеры Ла Мустье во Франции) совпадает с максимальным рисским (днепровским) оледенением, которое происходило 100-40 тысяч лет назад. В то время источником существования для наших предков (неандертальцев) являлась охота (на крупных животных) и собирательство.

Человек усовершенствовал орудия труда: универсальное рубило стало вытесняться более эффективными остроконечниками и скреблами. Однако самым главным было то, что человек научился добывать и использовать огонь. Костры стали обычным явлением.

И все же условия существования человека в мустьерскую эпоху оставались чрезвычайно тяжелыми.

Жизнь первобытных людей проходила в постоянных поисках пищи, в борьбе с силами природы и многочисленными врагами. Буржуазные ученые любят говорить о райской жизни в прошлом. Но, как писал В. И. Ленин, "никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой"*. Только коллективная жизнь, коллективный труд спасли человека.

* (В. И. Ленин. Соч., т. 5, изд. 4-е, стр. 95.)

В следующую эпоху палеолита - ориньяко-солютрейскую (от пещерных стоянок древних людей во Франции, расположенных близ населенных пунктов Ориньяк и Солютре) уже сложился современный физический тип человека. Археологические памятники этой эпохи найдены в Европе, Азии и Африке. Обнаружены они и в СССР (в Костенках близ Воронежа).

Люди в эту эпоху жили матриархальной родовой общиной. Возникло разделение труда по иолу и возрасту, явившееся важным событием в общественной жизни. Мужчины занимались охотой, а женщины собирали съедобные растения.

В технике обработки камня также наблюдался прогресс: к обивке и скалыванию добавился отжим, дающий более точные формы. Для изготовления орудий труда наряду с камнем человек начал применять кости, рога, дерево.

В то время первобытные люди довольствовались тем, что добывали на охоте и рыбной ловле, а также собирали плоды, семена, корни, клубни и луковицы и употребляли их в пищу в таком виде, в каком находили. При выкапывании клубней и луковиц пользовались заостренной палкой. Позже на палку стали надевать каменный наконечник.

Запасы продовольствия были скудными. В поисках пищи люди постоянно кочевали с одного места на другое. Собирательство и охота не давали им возможности вести оседлый образ жизни.

В последнюю эпоху палеолита - мадленскую (от пещеры Ла Мадлен во Франции) камень еще продолжал оставаться основным материалом для изготовления орудий труда, но очень широко стала использоваться и кость. Из нее делали наконечники, а из рога оленя - гарпуны, которые применяли для охоты и рыбной ловли.

Палеолит сменился мезолитом. В этот переходный от палеолита к неолиту период были изобретены лук и стрелы, что произвело целую революцию в охоте. Если копье можно было бросить на 30-40 м, то дальность полета стрелы достигала 100 м, а скорость стрельбы - 20 выстрелов в минуту. Все это привело к тому, что даже такие быстроногие животные, как олень и дикая лошадь, значительно легче становились добычей первобытного охотника.

Каменный век завершился неолитом. Люди от собирательства и охоты перешли к земледелию и скотоводству.

От собирательства к земледелию

К земледелию человек пришел не сразу. Многие века он что собирал, то и потреблял или в лучшем случае часть собранного оставлял в запас, на черный день. А черных дней у него было немало. Даже в тропиках деревья плодоносят лишь в определенное время года. А в более северных широтах, где зимой выпадает снег и растения теряют не только плоды, но и листья, без запасов не обойтись.

Само собой разумеется, что древний человек начал собирать растительную пищу и заготовлять ее на зиму.

Постоянно занимаясь этим, он не раз мог наблюдать, как случайно рассыпанные зерна прорастали и давали те растения, за которыми ему надо было куда-то ходить и, может быть, не близко. Эти явления и могли натолкнуть его на мысль сеять и выращивать нужные растения возле жилья.

Первое земледелие было мотыжным. Заостренная палка собирателя, которой он добывал коренья, могла с успехом выкапывать ямки, куда бросали семена. В одну ямку бросалось несколько семян, и поэтому растения из нее вырастали скученными, хилыми.

Занимаясь земледелием и приобретая повседневный опыт, человек догадался, что зерна нельзя сыпать в одну кучу, а нужно разбрасывать их на взрыхленную почву. Для рыхления почвы надо было иметь мотыгу или что-то вроде лопаты.

Как показывают археологические исследования, первой мотыгой была просто деревянная палка с суком для упора ноги. Такие палки-мотыги не раз встречались ученым при археологических раскопках. Если копательной палкой можно было сделать только углубление в почве для порции зерен, то деревянной мотыгой взрыхляли почву и вели разбросной посев уже на определенной площади. Со временем мотыга усовершенствовалась, к ней была приделана Т-образная ручка для нажима.

Мотыжное земледелие и теперь можно встретить в Африке, Японии, Южном Китае, Полинезии. С приручением тягловых животных на смену мотыге пришел деревянный плуг (соха), который был сделан из корня дерева и состоял из лемеха для рыхления почвы и грядиля для упряжки. Позже к такому плугу приладили ручку для управления и нажима на лемех, что давало возможность углублять борозду. Считают, что первый плуг появился в Месопотамии 8 тыс. лет до н. э.

В эпоху неолита земледелие и скотоводство уже прочно вошли в быт людей. В культурном слое, кроме остатков растений, были найдены ручные мельницы, орудия прядильного и ткацкого дела. Где и когда впервые возникло земледелие, сказать трудно. Но есть все основания полагать, что оно возникало в разных местах и в разное время эпохи неолита. Вероятнее всего, первые очаги земледелия появились в лесистых горных долинах, где пещеры давали человеку убежище, а деревья - топливо и материал для поделок.

В разных местах земного шара, в различных климатических зонах и в разное время культивировали различные растения.

О древности культуры земледелия и садоводства говорят и археологические находки. Раскопки неолитических свайных построек в Швейцарии показывают, что человек, живший несколько десятков тысяч лет назад, имел уже много земледельческих навыков, высевал пшеницу, ячмень, чечевицу, лен. Из льна он изготовлял грубые ткани.

3000-4000 лет до н. э. в Египте постоянно высевали три вида пшеницы, два вида ячменя, чечевицу, горох, бобы, клещевину, мак, культивировали финиковую пальму, смоковницу, виноград, яблоню, маслину.

Египтяне выращивали не только свои плодово-ягодные культуры, но и вывозили их из покоренных стран.

В Ленинграде в гербарии Ботанического института Академии наук СССР сохраняется коллекция растений из усыпальницы фараона Рамзеса II, возраст которой около 3000 лет. Большую историю земледелие и садоводство имеют также в Древнем Риме, Греции, Китае, Индии, Ассирии, Вавилонии. 2-3 тыс. лет до н. э. в Китае были составлены рукописи, в которых описывалось более 100 видов различных растений: хлебных злаков, риса, проса, сорго, гороха, бобов, хлопчатника и других. Занятие земледелием считалось важным и почетным делом. В древнейших китайских хрониках указывается, что ежегодно из столицы Китая на праздник посева зерна выходила торжественная процессия во главе с императором, который шел за плугом и бросал в землю семена. Этот обряд установлен за 3000 лет до нашей эры.

В Древней Индии с ее роскошной природой очень давно культивировались сахарный тростник, лен, хлопчатник и многие другие растения. Особенно интересовались древние индусы лекарственными растениями. Врачи-индусы были в большом почете у эллинов и арабов. Более чем за 3000 лет до нашей эры индусы от кочевой пастушеской жизни перешли к оседлому земледелию.

Большим почитанием у древних индусов пользовались и цветы, особенно "священный лотос", который был неизменным атрибутом в изображении почти каждого их божества.

1500-2000 лет до н. э. Ассирия и Вавилония славились чудесными садами. Древнегреческие писатели сообщают о существовании в Вавилоне "висячих садов", или садов Семирамиды, которые они причисляли к "семи чудесам света". Но если отойти от мифа и обратиться к историческим фактам, то нужно будет сказать, что никаких "висячих садов" легендарная царица Семирамида не садила, однако греки правы - такие сады были.

600 лет до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II воздвиг в Вавилоне ряд дворцов и храмов и создал террасообразные сады. Террасы располагались с четырех сторон искусственного холма, были построены из кирпича и огорожены каменными плитами, которые удерживали толстый слой хорошо удобренной, плодородной земли.

Посаженные в землю цветы, кусты и деревья поливали водой, которую подавали наверх особые насосы. Террасы местами, прерывались колоннадами, за которыми располагались обвитые зеленью гроты и арки.

Широко было развито растениеводство у древних персов и мидян, которые разводили плодовые сады около домов и разбивали парки в местах отдыха.

Немало ценных наблюдений над растениями накопила и сельскохозяйственная практика древнегреческих земледельцев. В Древней Греции было мало площадей, пригодных для посева хлебных злаков (пшеницы, ячменя и др.), поэтому греки должны были рационально использовать свои участки - развивали садоводство, огородничество, виноградарство.

Древнеримский историк Плиний Старший отмечает, что фамилии некоторых знатных римских патрициев происходят от названий растений, разведением которых прославились их отцы или деды. Пизон берет свою фамилию от гороха (по-латыни Пизум), Фабий - от бобов (Фаба*), Лентул - от чечевицы (Лене), Цицерон - от полевого нута (Цицер).

* (Современное ботаническое название бобов - Vicia faba - дано Линнеем в XVIII в. Плиний же знал народное, просто - Faba (Фаба).)

Но высокий уровень практических знаний далеко не соответствовал уровню теоретических представлений о строении и жизнедеятельности растительного организма. Правильные наблюдения и догадки терялись среди вымысла, фантазии и религиозной мистики, которую церковь всегда выдавала за непогрешимую истину.

Основы научных знаний о животном и растительном мире были заложены в трудах великих мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.

Уже Аристотель (384-322 до н. э.) ясно разграничивал мир живой и неживой и видел различия между животными и растениями. Растениям он посвятил специальный труд "Теория растений", полного текста которого, к сожалению, не сохранилось.

Более подробные сведения о растениях даны в сочинениях ученика Аристотеля Теофраста (372-287 до н. э.), который упоминает уже о 450 растениях и описывает их в 10-томном труде "Естественная история растений" и 8-томной работе "О причинах растений". За эти труды его называют "отцом ботаники". И действительно, изучив богатый опыт земледельцев, садоводов, огородников, виноградарей, он первый заложил фундамент этой науки.

Позже древнеримские писатели также внесли свой вклад в развитие науки о растениях и сельском хозяйстве.

Марк Теренций Варон (116-27 до н. э.) составил труд "О сельском хозяйстве". В I в. нашей эры древнеримский писатель и агроном Луций Колумелла написал большой трактат по сельскому хозяйству.

Древнеримский врач Диоскорид (грек по происхождению), живший в I в. н. э., в своей "Фармакологии" упоминает уже около 500 растений, имеющих, по его мнению, целебное значение.

Плиний Старший (23-79 н. э.) в своем известном труде "Естественная история" называет около 1000 различных растений, полезных человеку.

На этом и кончается расцвет научной мысли античного мира и наступает ночь средневековья с господством феодализма и церкви, которая устами своего идеолога Тертулиана изрекла: "После евангелия никакое исследование не нужно".

Но уже в недрах феодализма с его натуральным хозяйством появляются ростки капитализма, требующего для развития промышленности разнообразного сырья, в том числе и растительного.

Побуждаемые жизнью, ученые начинают изучать растения, обращаются к забытым трудам великих мыслителей Древней Греции - Аристотеля и Теофраста.

Одним из таких ученых был Альберт Великий (1193-1280), прозванный так за большую эрудицию.

Он написал 7 книг о растениях, в которых, подражая Аристотелю и Теофрасту, высказывает ряд своих мыслей о строении и жизни растений. Но, будучи сыном своего века, века алхимии и суеверий, он наивно допускает возможность чудесного превращения ячменя в пшеницу и обратно, развития виноградной лозы из воткнутых в землю дубовых веток.

Изучая творения древних классиков, ученые XIV и XV веков не всегда могли сказать, о каких растениях писали Теофраст, Диоскорид или Плиний. Горячие споры разгорались по этому вопросу. Но сама жизнь положила конец этим спорам. Рост торговли и промышленности, изобретение компаса, развитие мореплавания привели к эпохе далеких морских путешествий (Христофор Колумб, Васко да Гама, Магеллан и др.). Были открыты богатейшие страны Америки, Африки, Индии с огромным разнообразием растений, о которых не могли и догадываться ботаники древности.

Во всем этом растительном богатстве надо было разобраться.

Первую попытку навести порядок в хаосе множества растений сделал итальянский врач, ботаник и философ Андреа Цезальпин (1519-1603). В капитальном труде "О растениях" (16 томов) он детально описал строение и жизнь известных ему растений и предложил систему их классификации: деревья, кустарники, полукустарники, травянистые растения, папоротники, мхи, водоросли - всего 15 классов.

Система Цезальпина была искусственной, несовершенной, но она проложила путь другим системам - Турнефора и Линнея.

К середине XIX в. сельскохозяйственная практика накопила огромный опыт по созданию культурных растений и выведению домашних животных путем искусственного отбора. Этот богатый материал практиков послужил Ч. Дарвину отправным пунктом при создании его гениального произведения "Происхождение видов". В 1868 г. Ч. Дарвин издал специальный труд (в двух томах) "Прирученные животные и возделываемые растения".

Эти две книги в течение многих лет служили селекционерам руководством при выведении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Дарвинизм в нашей стране нашел свою вторую родину. Знаменитые русские писатели и ученые (Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, К. А. Тимирязев и др.) последовательно защищали учение Дарвина от нападок различного рода лжеученых и церкви.

В СССР дарвинизм получил творческое развитие в трудах Н. И. Вавилова, И. В. Мичурина, П. М. Жуковского и других ученых.

 
« Пред.   След. »